о сайте
Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления. - П. Бови

Главное меню

«рассказ Бунина» Бунин - Отзыв по рассказу Бунина \"Лапти\" - сочинение

Отправить на e-mail
раздел: Школьник - Сочинения - Русские сочинения | категория: Бунин
Автор сочинения: © Орлова Оксана
(перепечатка только с разрешения автора)
Страна: Россия
Город: Медногорск
Школа: 1
Кому сдавалось: 7-б
Оценка/По какой системе:
Опубликовано: 24-02-2012 16:10

И.А. Бунин – прозаик первой половины ХХ века, мастер короткого рассказа. В своих небольших по объему прозаических произведениях Иван Бунин поднимает различные проблемы: долга и совести, нравственного подвига, справедливости.

Небольшой бунинский рассказ «Лапти» располагается на двух страницах, но сколько вынесет из него вдумчивый читатель! Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело болеет барский мальчик и в бреду просит дать ему красные лапти. Но даже в таком небольшом по объему рассказе «Лапти» представлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромнейшего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связанные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бунин часто использует в своих описаниях метафоры, за счёт чего добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «.. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». В своем рассказе автор стремится показать буйство природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «...в такую страсть», «такой ужас», «...ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «...плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности». Речь также является средством раскрытия характеров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой...», «А господь его знает!». В полном бессилии мать обращается к единственной надежде — Господу. И помощь приходит в лице крестьянина – Нефёде. Обращает на себя внимание и тот факт, что все герои безымянны, а именем наделен только один персонаж — Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не полегчало?», «...не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то...» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он отправляется в лавку, «за шесть верст», за лаптями и краской красного цвета – фуксином. Нефёд считает, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет : «…душа желает. Надо добывать», и никакое ненастье его не пугает. Характер Нефеда, устремленность и деловитость автор подчеркивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо добывать...». Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало — все рождает ощущение душевого здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед — «выходец из природы», уходит он тоже в нее.

Также в своём рассказе Бунин использует прием предвосхищения событий. Эпитет «зловещий стук» , для матери больного ребёнка, предсказывает скорую развязку — Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.

Для Бунина важна каждая деталь в его сюжете. Он говорит о состоянии мира в целом, стремится отобразить всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видениями...».

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональность. Многоточие в конце предложений в финале выражает горькое недоумение и одновременно радость — спасены! жилье рядом! «Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...

Тем только и спаслись — поняли, что, значит... в двух шагах жильё...»

Финал рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас «новосельских мужиков». Нефед погиб в борьбе со стихией, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы. Суть рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью. Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила сделанного героем очевидна. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния



2012 год 7б класс

Оксана Орлова




© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта